На главную страницу
О журнале План выхода Подписка Интернет-Магазин Реклама Контакты и реквизиты English На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь

перейти к Содержанию номера
№ 1 январь-февраль 2012 г.
Тема номера:
ЗАЩИТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ

Комментарий к Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных»

Г. А. Атаманов, кандидат философских наук


Предыдущая статьяСледующая статья

КАТАЛОГ оборудования для противодействия экономическому шпионажу Данный комментарий содержит анализ текста Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 25 июля 2011 года) с точки зрения здравого смысла, логики и методологии научной и законотворческой деятельности. Опыт проведения анализа закона под таким углом зрения является уникальным. Попытка, предпринятая автором, обусловлена огромным количеством правовых коллизий, которые породил и продолжает порождать сам закон и подзаконные акты, уже вышедшие и выходящие в его развитие.
Для облегчения восприятия автор полностью воспроизводит текст анализируемого закона, в котором выделяет курсивом фразы, на которые считает необходимым обратить внимание с целью дальнейшего анализа. Текст комментария предваряется пометкой «Комментарий» и размещается сразу после комментируемого пункта (подпункта) закона.

 

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой (здесь и далее выделено мной. — Г. А.) персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Комментарии

I. Все социальные отношения так или иначе связаны с обработкой персональных данных, тем более с учетом формулировки, приведенной в законе: «...с использованием средств автоматизации... или без использования таких средств...». Таким образом, из данного варианта текста следует, что настоящий закон призван регулировать все социальные отношения.

В качестве субъектов, отношения которых регулируются Законом, перечислены:

  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • иные государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • иные муниципальные органы;
  • юридические лица;
  • физические лица.

II. Здесь допущено грубейшее нарушение логического закона деления, который гласит, что при проведении классификации (перечисление — простейший вид классификации) основание (признак, по которому осуществляется идентификация) должно оставаться неизменным. Здесь же федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы — понятия территориально-административные, юридические и физические лица — понятия хозяйственно-юридические. Все органы власти состоят из юридических и физических лиц. Кого согласно данному закону следует рассматривать в качестве субъекта: министерство или его структурные подразделения, имеющие статус юридического лица; орган государственной власти субъекта РФ или департаменты, комитеты, управления, из которых он, собственно, и состоит?

III. Термин «государственные органы» следует признать крайне неудачным. Это термин обыденного (разговорного) языка. Под ним здесь понимаются органы государственной власти. Однако даже такая трактовка не исключает еще одной методологической ошибки: отождествление части (органы государственной власти) с целым (государственные органы). В государстве все «органы» государственные, но не все «государственные органы» — органы власти.

IV. Термин «муниципальные органы» также является термином обыденного языка и, по закону, синонимом термина «органы местного самоуправления». Поэтому перечисление «органами местного самоуправления, иными муниципальными органами» является тавтологией.

< ... >
 


 

Полную версию статьи смотрите на страницах журнала «Защита информации. Инсайд»


Обращайтесь!!!
e-mail:    magazine@inside-zi.ru
тел.:        +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24


Предыдущая статья    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА    Следующая статья

| Начало | О журнале | План выхода | Подписка | Интернет-магазин | Реклама | Координаты |

Copyright © 2004-2024 «Защита информации. Инсайд». Все права защищены
webmaster@inside-zi.ru

   Rambler's Top100    Технологии разведки для бизнеса