На главную страницу
О журнале План выхода Подписка Интернет-Магазин Реклама Контакты и реквизиты English На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь

перейти к Содержанию номера

№ 3 май-июнь 2006 г.
Тема номера: МЕТРИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГК РФ

Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности


Предыдущая статьяСледующая статья

В марте Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию одобрила проект четвертой части Гражданского кодекса РФ, причем сделано это было без какого-либо обсуждения документа в среде специалистов. Этот законопроект призван заменить все ныне существующие законы в области авторского и патентного права, правовой охраны товарных знаков и т. п. – всего того, что именуется интеллектуальной собственностью. По мнению М. А. Федотова, одного из авторов предлагаемого вашему вниманию Заключения на данный документ, его «немедленное принятие будет означать конец света не только в одной отдельно взятой отрасли законодательства, но и во всех интеллектуалоемких сферах нашей экономики». По его мнению, «из него может получиться толк, если не торопиться с принятием, а начать его обсуждать в экспертном сообществе».
Что ж, внесем и мы свою лепту в эту дискуссию.

Кафедра ЮНЕСКО, объединяющая 19 докторов и 32 кандидата юридических наук, специализирующихся в области права интеллектуальной собственности и информационного права, на своем расширенном заседании 17.03.06 обсудила проект Четвертой части Гражданского кодекса РФ и пришла к следующим выводам.

1. Данный проект не решает задачу кодификации гражданского права, поскольку, во-первых, основной массив отечественного законодательства об интеллектуальной собственности составляют нормы не гражданского, а административного права, а во-вторых, действующие в этой сфере специальные федеральные законы нуждаются не в кодификации, а в совершенствовании, которое с появлением проекта оказалось заблокировано.

2. Данный проект концептуально противоречит международным обязательствам РФ, поскольку предлагаемая разработчиками унификация наталкивается на отсутствие такой унификации на международном уровне, где правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется с помощью отдельных конвенций, касающихся авторского права, смежных прав, промышленной собственности и т. д. Принятие проекта, с одной стороны, затруднит имплементацию норм международного права в российское законодательство, а с другой – ограничит возможности России влиять на процессы развития международного права.

3. Данный проект противоречит мировой практике, поскольку почти во всех странах мира правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется, как и ныне в России, с помощью специальных законов. Замена специальных законов Кодексом интеллектуальной собственности имеет место во Франции, Португалии и ряде развивающихся стран. В некоторых странах гражданские или торговые кодексы содержат нормы-принципы, касающиеся интеллектуальной собственности.

Однако правовое регулирование данной сферы исключительно с помощью Гражданского кодекса в чистом виде не встречается нигде.

4. Данный проект принципиально меняет сложившуюся логику 2-уровневого регулирования гражданских правоотношений – с помощью ГК и специальных законов – на 1-уровневую, с помощью исключительно Гражданского кодекса. Если исходить из такой логики, то необходимо отменить и включить в ГК РФ законы об акционерных обществах, о некоммерческих организациях и даже об общественных объединениях и политических партиях, поскольку все эти законы лишь детализируют положения главы 4 ГК РФ «Юридические лица».

5. Данный проект принципиально меняет логику построения структуры российского законодательства. Если исходить из необходимости включить в ГК РФ все нормы, так или иначе обслуживающие гражданские правоотношения, то необходимо отменить и включить в ГК РФ в качестве новых частей Семейный кодекс, Жилищный кодекс, Земельный кодекс и т. д.

6. Данный проект опасен не только своим возможным деструктивным воздействием на всю архитектонику российской правовой системы, но также неизбежным разрушением сложившейся правоприменительной практики, которая, безусловно, нуждается в совершенствовании. В свою очередь, развал правоприменительной практики приведет к неминуемому оттоку инвестиций из интеллектуалоемких сфер экономики, стагнации этих сфер и, в целом, к разрушению интеллектуального потенциала России.

7. Данный проект можно расценить как попытку торпедировать процесс присоединения России к ВТО, поскольку ряд его положений противоречат Соглашению ТРИПС, договорам ВОИС, директивам ЕС (постатейные замечания по проекту прилагаются).

Кафедра ЮНЕСКО полностью разделяет обеспокоенность делового, профессионального, творческого и научного сообществ содержанием данного законопроекта и полагает, что его внесению в Государственную Думу должны предшествовать широкое обсуждение правоведами, правообладателями, пользователями, представителями бизнеса, а также международная экспертиза ВОИС и ЮНЕСКО. В то же время Кафедра ЮНЕСКО полагает целесообразным внесение в ГК РФ ряда норм, устанавливающих основы правового регулирования интеллектуальной собственности с последующей их детализацией в специальных законах.

Заведующий Кафедрой ЮНЕСКО, д. ю. н., профессор,
Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
М. А. Федотов

< ... >


 

Полную версию статьи смотрите на страницах журнала «Защита информации. Инсайд»


Обращайтесь!!!
e-mail:    magazine@inside-zi.ru
тел.:        (812) 347-74-12, (921) 958-25-50


Предыдущая статья    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА    Следующая статья

 

| Начало | О журнале | План выхода | Подписка | Интернет-магазин | Реклама | Координаты |

Copyright © 2004-2013 «Защита информации. Инсайд». Все права защищены
webmaster@inside-zi.ru

Rambler's Top100