Стремительное развитие средств коммуникации и общения, наличие Интернета почти в каждой семье привело не только к позитивным, но и к негативным результатам. Зачастую в Интернете появляются материалы, отнесенные к информации, в отношении которой владельцем установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, то есть те сведения, которые он хотел сохранить в тайне от других лиц. Получение таких сведений, как правило, связано с нарушением закона и применением специальных технических средств (СТС) для негласного получения информации. Утечка информации конфиденциального характера, в свою очередь, может привести к финансовым, моральным потерям, потере деловой репутации ее законного владельца, кроме того, он может стать объектом банального шантажа.
Наиболее широкое распространение и применение для незаконного получения информации нашли радиомикрофоны, или «жучки», как их именуют в просторечии. Несмотря на незаконность применения таких средств, их доступность (предложения в Интернете, возможность приобретения на радиорынках, относительная простота изготовления) и легкость применения вывело этот вид СТС на одно из первых мест по частоте использования.
Наше законодательство разрешает владельцам информации самостоятельно, с использованием поисковой аппаратуры, без получения лицензии заниматься выявлением таких СТС для обеспечения собственной информационной безопасности. Так, в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.20011 в ст. 12, определяющей перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в п. 3 написано, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит «деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
В свете вышесказанного высокую степень актуальности приобретает задача правильного подбора необходимой аппаратуры для выявления такого рода СТС. Так как большинство покупателей слабо разбирается в технических аспектах поисковых мероприятий, им приходится руководствоваться наиболее доступными справочными материалами по этим вопросам, то есть информацией, полученной из Интернета. При этом вполне обоснованным выглядит их желание при наименьших затратах обеспечить максимальный уровень информационной безопасности. Однако большинство покупателей при этом забывают известные пословицы о том, что скупой платит дважды, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Этим зачастую и пользуются недобросовестные производители и продавцы поискового оборудования. Нельзя сказать, что они напрямую обманывают покупателей, скорее, просто-напросто кое-что не договаривают. Как правило, при рассмотрении возможностей того или иного прибора на первый план выдвигаются наиболее выгодные его характеристики, остальные же, менее привлекательные, замалчиваются.
В последнее время в средствах массовой информации появился ряд статей, в которых индикаторы поля позиционируются практически как «панацея» для защиты от радиомикрофонов, поэтому возникла необходимость разобраться, соответствуют ли подобные утверждения действительности или это очередной рекламный ход.
< ... >