|
|
№ 3 май – июнь 2005 г.
Тема номера: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕТЕЙ СВЯЗИ
|
СОРМ для «чайников»
В. Б. Вехов, к. ю. н, доцент Волгоградская академия МВД России |
|
|
Формальное возникновение автоматизированной информационной «Системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий» (сокращенно СОРМ) состоялось в середине 80-х годов прошлого века, когда в одном из НИИ КГБ СССР была закончена разработка ее тактико-технического обоснования и соответствующих спецификаций. Однако данному проекту в те годы было не суждено реализоваться, поскольку началась «перестройка», и он был отложен до более благоприятных с общественно-политической точки зрения времен.
Такие времена наступили в начале 90-х: начался постепенный переход к реальному построению системы и эксплуатации функций СОРМ, определяемых ее различными спецификациями. На первом этапе СОРМ была введена в действие на аналоговых телефонных линиях электросвязи общего пользования. Для нормативного закрепления данного шага в свет вышел Приказ Министерства связи РСФСР от 24.06.92 № 226 «Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации», который обязывал руководителей организаций и предприятий Минсвязи РСФСР обеспечить предоставление оперативно – техническим подразделениям Министерства безопасности РСФСР возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий по контролю почтовых отправлений, прослушиванию телефонных и иных переговоров, снятию информации с технических каналов связи и оказывать им необходимое содействие. Затем, во исполнение данного Приказа вышло директивное Указание Министерства связи РФ от 11.11.94 № 252-у «О Порядке внедрения СОРМ на ВСС Российской Федерации», в котором были разработаны и утверждены технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях (СОРМ). Данный нормативно-технический документ также содержал разъяснение по поводу переименования Министерства безопасности РСФСР в Федеральную службу контрразведки (ФСК) РФ.
С развитием коммерческих цифровых средств электросвязи и вводом в эксплуатацию соответствующего программно-аппаратного коммутационного оборудования, обеспечивающего сотовую и иную цифровую электросвязь, начался второй этап в развитии СОРМ. Он ознаменовался Приказом Министерства связи РФ от 08.11.95 № 135 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС на территории Российской Федерации».
Третий этап стал реализовываться в 1998 году. Планировалось установить соответствующие спецификации СОРМ на стационарном коммутационном оборудовании операторов электросвязи, предоставляющих услуги по доступу к мультисервисной компьютерной сети Интернет. Однако в связи с несовершенством и закрытостью части нормативных документов, принятых Министерством связи, которые должны были урегулировать отношения операторов связи с федеральными органами исполнительной власти – субъектами оперативно-розыскной деятельности, этот этап начался проблематично. В частности, операторам вменялось в обязанность за свой счет самостоятельно подключать оконечное оборудование СОРМ к своим технологическим системам, что, во-первых, не соответствовало действующему законодательству, а во-вторых, вызвало массу справедливых негодований по поводу нежелания нести непредвиденные материальные расходы. Ситуация усугубилась еще и тем, что одновременно с этим Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации предъявила свои справедливые, но жесткие требования к провайдерам о необходимости обучения и сертификации их администраторов информационной безопасности опять же за счет провайдеров.
< ... >
|
|
Полную версию статьи смотрите на страницах журнала «Защита информации. Инсайд» |
Обращайтесь!!!
e-mail: magazine@inside-zi.ru
тел.: +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24
Предыдущая статья СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА Следующая статья
|