На главную страницу
О журнале План выхода Подписка Интернет-Магазин Реклама Контакты и реквизиты English На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь

перейти к Содержанию номера
№ 3 май-июнь 2011 г.
Тема номера:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИБ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ

PKI России: жить в эпоху перемен…?!

С. А. Кирюшкин, к. т. н., советник генерального директора ООО «Газинформсервис», заместитель председателя программного комитета международного форума по проблематике электронной подписи «PKI-Форум Россия»


Предыдущая статьяСледующая статья

С 2002 года мы уже привыкли к Федеральному закону от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее 1-ФЗ), если говорить бытовым языком, сжились с ним. Хотя на протяжении всех девяти лет существования закона звучали реплики, что он не работает, к середине нулевых годов XXI века бизнес, основанный на услугах удостоверяющих центров, прочно занял свою нишу, а миллионы сертификатов активно применялись в различных информационных системах. Документы, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП), начали принимать в суде, электронную отчетность — в налоговой инспекции, Пенсионном фонде и других органах власти, широко стали применять ЭЦП в корпоративном документообороте, на электронных торговых площадках, в том числе при госзакупках и т. д.

Характерным для 1-ФЗ признаком был один уполномоченный орган в области ЭЦП. С 2005 года — это Федеральное агентство по информационным технологиям (ФАИТ, Росинформтехнологии), а с 2011 года — Минкомсвязи России. Хотя функции уполномоченного органа были достаточно ограничены: вести единый государственный реестр (ЕГР) сертификатов уполномоченных лиц удостоверяющих центров (УЦ) и реестр сертификатов уполномоченных лиц федеральных органов власти, а также подтверждать подлинность ЭЦП уполномоченных лиц в выданных ими сертификатах ЭЦП. По мере развития проблематики инфраструктуры открытых ключей (Public Key Infrastructure, PKI) и сферы применения ЭЦП в России, эти функции приобрели высокую значимость. Так, например, в электронных госзакупках при отсутствии сертификата уполномоченного лица УЦ в едином государственном реестре сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров (несоответствие ст. 10 1-ФЗ) — и претендент снимается с торгов.

В настоящее время в ЕГР содержится более 650 записей об уполномоченных лицах удостоверяющих центров, и несколько имевших место прецедентов снятия с торгов заставили все удостоверяющие центры оперативно вносить записи в ЕГР. Можно сказать, что ЕГР стал ключевым элементом PKI в России.

В качестве другого примера можно рассмотреть любую систему электронного юридически-значимого документооборота. Порядок признания юридической силы электронного документа подразумевает подтверждение подлинности ЭЦП под документом и подтверждение действительности сертификата, которая не может быть установлена без определения и подтверждения сведений об удостоверяющем центре, выдавшем такой сертификат (процедура проверки цепочки сертификации).

< ... >
 


 

Полную версию статьи смотрите на страницах журнала «Защита информации. Инсайд»


Обращайтесь!!!
e-mail:    magazine@inside-zi.ru
тел.:        +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24


Предыдущая статья    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА    Следующая статья

| Начало | О журнале | План выхода | Подписка | Интернет-магазин | Реклама | Координаты |

Copyright © 2004-2024 «Защита информации. Инсайд». Все права защищены
webmaster@inside-zi.ru

   Rambler's Top100    Технологии разведки для бизнеса