В предыдущих статьях была рассмотрена необходимость и значимость производства первичных проверок контрагентов, современные регламенты осуществления проверок, а также прогрессивные практики проведения автоматизированных проверок и мониторинга контрагентов.
В данной статье мы детально рассмотрим самые распространенные виды внутрикорпоративных мошенничеств и способы их выявления с использованием ранее рассмотренных программных средств. Речь пойдет о следующих мошеннических схемах:
- работа с откатами (откаты менеджерам по работе с клиентами);
- работа через подставные фирмы (продажа/закупка через подставные фирмы).
Как правило, мошенники действуют по хорошо апробованным и зарекомендовавшим себя схемам, меняя алгоритм своих действий весьма редко и только в случае существенных изменений, происходящих в компаниях, для того чтобы подстроиться под новые политики и не попасться. Частенько при этом мошенники приостанавливают свою деятельность и выжидают некоторое время, опять же для своей безопасности.
Количество совершенных мошенничеств на предприятии, а также процент раскрытых злоупотреблений являются «лакмусовой бумажкой» политики предприятия, начиная от условий труда и заканчивая внутренним контролем своих сотрудников. Естественно, что в компаниях, где внутреннему контролю уделяется больше внимания, мошенничества происходят намного реже, чем в организациях, в которых контрольные процедуры размыты, а еще хуже, отданы на откуп менеджерам по продажам. Надо четко понимать, что менеджер по продажам, прежде всего, работает только на себя и его прямая мотивация — это его контракты, читайте — деньги. Теоретически, вы можете принять на работу очень честного менеджера по продажам, который работает в поте лица за бонусы от компании, но можете и такого, который зарабатывает бонусы как от компании, так и от клиента. Вторых, к сожалению, попадается намного больше.
Теперь перейдем непосредственно к схемам хищения.
< ... >