Если верить российским политикам и специалистам в области защиты информации, то они последнее время очень сильно озаботились проблемой кибервойн и кибербезопасности. Еще большую озабоченность по этому поводу демонстрируют американцы. Однако, как это было уже не раз, решение проблемы сильно тормозится отсутствием общепринятого, а главное, разумного категориально-понятийного аппарата.
Американские эксперты, например, под «информационной войной» понимают «комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника». В Российской Федерации «информационная война» трактуется как «противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны».
Не нужно иметь «семь пядей во лбу», чтобы увидеть различия в подходах и понять, насколько несостоятелен российский вариант с точки зрения методологии. В нем «свалены в одну кучу» объекты воздействия различных структурных уровней сложности, цели и методы воздействия, полностью отсутствуют указания на средства воздействия. Американская трактовка тоже не безупречна с точки зрения методологии, но в ней определены все необходимые элементы. А с учетом выходящих в последующем нормативных правовых актов становится понятно, что «комплексное воздействие» — это не только «информационные воздействия» или «совокупность информационных операций», но и бомбовые удары по элементам информационной инфраструктуры противостоящей (и не только противоборствующей) стороны. Равно как становится понятно, что и противостоящей стороной может быть объявлено не только государство, но и субъект любого структурного уровня сложности от отдельного индивида до союза (блока) государств. Четко обозначены американцами объекты и цели воздействия, причем дифференцированно для мирного и военного времени. В российской формулировке ничего подобного нет.
< ... >