Введение
Перевод государственных услуг в электронный вид, как известно, проводится в пять этапов. Если на первом этапе (информирование) вопросы применения электронной подписи пока не столь актуальны, то на последнем — этапе интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами различных уровней (а этап этот не за горами) — вопросы персонифицированного доступа, применения электронной подписи и других доверенных сервисов безопасности в целях обеспечения юридической значимости электронного взаимодействия встанут во главу угла. Готовиться к этому надо заранее, и начинать строить единое пространство доверия1 для нашей страны необходимо с полным пониманием того, что надо получать на выходе.
С другой стороны, вопросы юридически значимого межгосударственного общения активно обсуждаются уже сейчас для России как участницы объединений государств различных форматов. В рамках тенденций экономической региональной интеграции, например, в международных форматах СНГ, ЕврАзЭС, КТС, ОДКБ, а также в связи с активизацией взаимодействия с экономиками азиатско-тихоокеанского региона, в том числе с Китаем, в рамках ШОС и АТЭС в целом, на повестку дня становится вопрос формирования общего информационного пространства. Эта проблема является тем более актуальной в связи с ограниченным бюджетным финансированием на создание информационных систем, а также возможной несовместимостью создаваемых программно-аппаратных комплексов в связи с отсутствием межформатной координации, основанной на некоторых общих подходах, принятых в различных международных форматах. Так, на 16-м заседании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС (Регионального содружества в области связи), состоявшемся 28 сентября 2010 года в Кишиневе, поставлена задача выработки общих подходов к построению единого пространства доверия в рамках СНГ.
Такие подходы могут быть выработаны на основе разработки, обсуждения и принятия Модели формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия (ПД) государств-участников СНГ. В последующем одобренные положения могут быть закреплены в соответствующем международном нормативном правовом акте СНГ в форме Соглашения или Конвенции и гармонизированы с аналогичными актами других международных форматов, поддерживающих применение общих принципов. Симметрично принятая Модель ПД может быть развита в пакете международных технических стандартов и регламентов. Такие согласованные действия могут быть налажены в рамках межформатной координации, возможно при головной роли СНГ (РСС, в частности), как наиболее представительного международного формата в евроазиатском регионе: участвует 11 стран, ряд наблюдателей и ассоциированных членов.
Таким образом, необходимость разработки единой универсальной модели ПД требуется для построения международного пространства доверия, с одной стороны, и для решения аналогичной задачи внутри страны — с другой. Безусловно, создание такой модели — достаточно сложная задача. В рамках данной статьи попробуем конкретизировать проблему и сформулировать некоторые базовые термины.
< ... >