|
|
№ 4 июль-август 2006 г.
Тема номера:
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ
|
ЗАЩИТА МЕТОДОМ РАЗРУШЕНИЯ
|
|
|
Защитить информацию об индивидуальной маркировке серийного изделия в базе данных – значит удалить ее? Парадоксально, но действует!
Точный объем контрафактной продукции, производимой и реализуемой сегодня на российском и зарубежных рынках, не поддается хотя бы приблизительному подсчету. Цифры значительно разнятся в пределе от 10 до 70 % от общего объема продаж в зависимости от географического расположения региона и той или иной отрасли промышленности. Однако то, что проблема стоит остро практически во всех секторах экономики и при существующих сегодня методах защиты продукции суммарная величина контрафакта никоим образом не уменьшается, подтверждается проводимыми исследованиями. Объем российского рынка контрафактной продукции, по словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, оценивается в USD 4–6 млрд в год, и это по самым скромным и приблизительным гипотезам, так как технически «замерить» уровень контрафакта и произвести его доскональный учет просто невозможно ввиду слабости существующих способов обнаружения поддельной продукции.
Технология защиты серийных изделий от подделок, разработанная и запатентованная специалистами технологического отдела волгоградской фирмы «Пульс Планеты» (патент РФ на изобретение № 2272319), представляет собой новый, принципиально отличающийся от всех существующих, способ придать каждому серийному изделию свойство уникальности и таким образом исключить серийные подделки.
Предлагается маркировать каждое серийное изделие уникальной (не повторяющейся) алфавитно-цифровой или знаковой маркировкой (нанесенной непосредственно на изделие, на этикетку, на вложенный в упаковку вкладыш и т. д.), создавать электронную базу данных с тождественным идентификатором, посылать запрос на авторизацию маркировки посредством электронной связи (Internet, SMS-канал или любой вид телефонии) и получать по той же электронной сети ответ положительного или отрицательного значения в зависимости от результатов авторизации.
В чем же заключается новизна данного способа защиты серийной продукции от подделок? После первой же успешной авторизации соответствующая маркировка удаляется из электронной базы данных, предназначенной для получения положительного ответа на запрос. С помощью такого технического решения исключается возможность повторной положительной авторизации одной и той же маркировки в базе данных, что на порядок повышает степень защиты самого серийного изделия от несанкционированного копирования.
Принцип защиты серийного изделия от несанкционированного копирования с помощью удаления из базы данных какой-либо информации об этом самом изделии, кажущийся на первый взгляд абсурдным с точки зрения устойчивого стереотипа максимализации количества проверок как средства уточнения правильности полученного результата, при ближайшем рассмотрении предстает единственным вариантом сделать каждое серийное изделие по-настоящему уникальным.
Традиционно при использовании систем защиты серийных изделий, аналогичных заявленному изобретению, сама база данных остается по определению неизменной, а все ограничения в количестве проверок строятся лишь на разрушении непосредственно маркировки, нанесенной на этикетку (самый яркий пример – разрушение акцизной марки при открытии бутылки с алкогольным напитком). Вывод о подлинности изделия, даже получив положительный ответ из базы данных, можно было делать лишь на основании того, была ли проверка первой с точки зрения предварительной целостности этикетки.
Разумеется, такой способ защиты (без интерактивных изменений в самой базе данных) достаточно легко поддается «обходным маневрам» со стороны производителей контрафактной продукции.
В отличие от него в представленном изобретении изменениям (разрушению) подвергается не сама маркировка (ее материальный носитель, сымитировать и растиражировать который при современных полиграфических технологиях более чем реально), а непосредственно база данных, изменения в которой в полном смысле слова необратимы. Другими словами, защите методом разрушения (что также, казалось бы, нелогично) в данном случае подвергается именно информация об изделии, хранящаяся в базе данных, предназначенной для успешной авторизации.
Постараться придать безликому (с точки зрения процесса потребления) серийному изделию четкие индивидуальные черты с возможностью проверки и однозначной оценки их подлинности – изобретательская задача, которую удалось решить авторам.
Следует пояснить, что отличие серийного изделия (допустим, пачки сигарет) от преднамеренно индивидуализированного за счет невозможности использования без уникального номера (банковского чека, лотерейного билета, телефонной карты и т. д.) состоит в том, что оно может использоваться потребителем в отрыве от своей маркировки (независимо от нее). С другой стороны, тот же банковский чек, в отличие от серийного изделия, при первом же использовании индивидуального номера буквально перестает существовать физически (признается использованным).
При первой же успешной авторизации маркировки серийной продукции, защищенной от подделок вышеуказанным способом (с последующим автоматическим уничтожением соответствующего идентификатора этой маркировки в базе данных), перестает существовать не само изделие (оно может использоваться и без проверки, и после нее), а информация о данном индивидуализированном серийном изделии как о произведенном и проданном товаре. Именно эта информация и позволяет судить о подлинности того или иного изделия.
< ... >
|
|
Полную версию статьи смотрите на страницах журнала «Защита информации. Инсайд» |
Обращайтесь!!!
e-mail: magazine@inside-zi.ru
тел.: +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24
Предыдущая статья СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА Следующая статья
|