На главную страницу
О журнале План выхода Подписка Интернет-Магазин Реклама Контакты и реквизиты English На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь

перейти к Содержанию номера

№ 5 сентябрь-октябрь 2008 г.
Тема номера:
ИНЦИДЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЯХ


Л. А. ШИВДЯКОВ:
«Необходима государственная программа поддержки
отечественных производителей ИТ-технологий»


Предыдущая статьяСледующая статья

Переход к информационному обществу составляет основное содержание национальных интересов, закрепленных в Доктрине информационной безопасности РФ, а также в недавно утвержденной Президентом РФ «Стратегии развития информационного общества в РФ». Своим взглядом на пути достижения поставленных целей и сопряженные с этим трудности с нами поделился Руководитель Управления ФСТЭК России по ДФО, генерал-лейтенант Л. А. Шивдяков.

Леонид Алексеевич, какое место занимает задача построения информационного общества в России в ряду прочих планов по развитию нашей страны?

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий, имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможности ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Как отмечается в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технический потенциал страны и обеспечить России достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В чем вы видите основные проблемы, стоящие на этом пути?

В условиях формирования информационного общества и экономики, основанной на знаниях, информационные технологии становятся ключевым фактором развития государства.

Однако наряду с расширением созидательных возможностей личности и общества интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий создает новые возможности для реализации угроз национальной безопасности, связанных с нарушением установленных режимов использования информационных и коммуникационных систем, ущемлением конституционных прав граждан, использованием возможностей современных информационных технологий для осуществления враждебных, а также террористических и других преступных действий.

Сложившаяся к настоящему времени система информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных причин этого является сохраняющаяся зависимость российской информационной инфраструктуры от зарубежных технологий, вследствие невысокой конкурентоспособности продукции отечественной микроэлектронной промышленности, российского телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники и программных продуктов. Создание информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем на основе импортной элементной базы и программного обеспечения приводит к возрастанию вероятности несанкционированного доступа к базам данным российских потребителей и информационным ресурсам органов государственного управления, предприятий и организаций государства.

Президентом Российской Федерации поставлена задача обеспечить вхождение России к 2015 году в число лидеров глобального информационного пространства. К сожалению, в настоящее время, согласно рейтингу готовности стран к электронному государственному управлению, составленному экспертами ООН, наша страна занимает только 60 место среди 192 государств, пропустив вперед и Украину, и Беларусь.

В чем конкретно проявляется это отставание?

Лишь несколько федеральных ведомств принимают к рассмотрению через свои сайты отдельные документы в электронном виде, но для дальнейшего взаимодействия все равно требуется личное присутствие гражданина. Аналогичная ситуация и с региональными властями: даже формы документов для копирования и удаленного заполнения размещают на своих интернет-ресурсах отнюдь не многие, в более чем 90 % случаев для подачи документов необходимо передать их лично либо отправить по почте.

К значительному социальному расслоению в России прибавилось новое измерение – неравенство населения в приобщении к современным информационным технологиям. «Цифровая бедность» оставляет миллионы наших сограждан без возможности общения, получения образования, медицинской помощи, необходимых информационных услуг. Превращение информации из общественного блага в частное дело стало дополнительным фактором нестабильности.

Медленно преодолевается отставание России от передовых государств в сфере разработки и производства высокотехнологичных ИТ-продуктов.

Можно ли в короткий срок преодолеть столь значительные трудности?

Поставленная Президентом Российской Федерации цель обеспечения вхождения России к 2015 году в число лидеров глобального информационного пространства требует четко скоординированной работы органов власти, бизнеса и гражданского общества.

В настоящее время значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, носят разрозненный характер. В частности, слабо налажено взаимодействие между государственными органами и негосударственными организациями в области обеспечения безопасности информационно-коммуникационных систем, используемых на критически важных объектах страны.

Противодействие угрозам использования потенциала информационных и коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России в информационной сфере предполагает реализацию ряда мероприятий.

В частности, необходимо объединенными усилиями государственных и негосударственных организаций обеспечить безопасность информации, циркулирующей в информационно-коммуникационных системах критически важных объектов страны, повысить защищенность информационных систем, используемых средствами массовой информации для информирования населения, развивать систему подготовки специалистов в области обеспечения безопасности информации и решать целый комплекс других не менее важных проблем в области обеспечения безопасности информационных ресурсов ггосударства.

Какова, на ваш взгляд, роль ФСТЭК в подчас непростых взаимоотношениях между государством, бизнесом и гражданским обществом?

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) организует деятельность государственной системы защиты информации и руководит ею. Помимо этого ФСТЭК России наделена полномочиями по разработке стратегии и определению приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и технической защите информации, а также по разработке и внесению в установленном порядке Президенту и в Правительство Российской Федерации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам своей деятельности.

Полагаю, что ФСТЭК России могла бы играть определенную роль в организации партнерства между государством, бизнесом и гражданским обществом по вопросам подготовки законодательной и нормативной правовой базы в рамках предоставленной ей полномочий. В частности, по таким направлениям, как развитие системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий, в том числе в области обеспечения информационной безопасности, и некоторым другим направлениям.

Как распределяются роли между государством и бизнесом в деле развития информационных технологий вообще и технологий информационной безопасности в частности?

Процессы, определяющие развитие современного мира, и в первую очередь глобализация, привели к появлению инноваций и новых технологий во многих областях. Теперь без помощи бизнеса экономика уже не может функционировать, удовлетворяя возрастающие запросы общества.

Роль частного капитала в отечественной экономике год от года возрастает. Только в 2007 году приток частных инвестиций в экономику достиг 82,3 млрд долл., что вдвое выше, чем в 2006 году. Важность роли бизнеса в социально-экономическом и политическом развитии любого государства, его способность реагировать на инновации не подлежит сомнению.

Бизнес, связанный с информационными технологиями, – один из самых динамичных и высокодоходных секторов экономики, а сами информационные технологии – это мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Поэтому они особенно нуждаются в поддержке со стороны государственных структур.

Индустрию информационной безопасности сегодня можно рассматривать как конкурентоспособную и потенциально экспортно-ориентированную отрасль нашей экономики. Продукты, производимые участниками рынка информационной безопасности, объективно имеют спрос за рубежом. Уже сегодня ряд российских организаций производит продукцию, способную конкурировать на мировом рынке. Индустрия информационной безопасности более, чем иные направления развития информационных технологий, сохранила высокий интеллектуальный потенциал и менее зависима от иностранного производителя.

В данной ситуации необходимо разработать и принять государственную программу поддержки отечественных производителей информационных технологий.

Между тем, технологии обслуживаются конкретными людьми. Достаточно ли у нас квалифицированных специалистов для реализации этих обширных планов?

Одним из условий успешной реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» является подготовка специалистов в сфере информационных технологий, в том числе, в области обеспечения информационной безопасности. Создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности, как отмечено в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, входит в число задач, требующих безотлагательного решения. Развитие данной системы отнесено к первоочередным мероприятиям по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности.

В решении этой задачи определенная роль отводится ФСТЭК России, так как подготовка кадров для государственной системы защиты информации осуществляется при ее методическом руководстве. Отмечу, что Федеральной службой ведется серьезная и результативная работа в данном направлении.

В настоящее время в России в различных отраслях работают около 1 млн специалистов в сфере информационных технологий. Но этого количества недостаточно. Потребность российской экономики в них в 2007 году составила примерно 188 тыс. человек, а выпустили российские вузы годом ранее всего около 48 тысяч специалистов в данной области.

По оценке экспертов, к 2012 году при сохранении «сырьевого сценария» развития экономики России потребность в ИТ-специалистах составит около 230 тысяч человек в год, при этом спрос на них будет удовлетворен только на 36 %. В случае же реализации «технологического сценария» эта потребность возрастает до 550 тысяч человек в год и, она будет удовлетворена только на 15 %. Особенно остро повсеместно ощущается нехватка специалистов в области обеспечения информационной безопасности.

Этот и другие факторы тормозят процесс построения информационного общества в нашей стране и создают серьезные угрозы информационной безопасности нашего государства. Выступая 25 июля 2007 года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу развития информационного общества в России, Президент России выделил ряд принципиальных моментов, связанных с развитием информационного общества, и отметил, что особое внимание необходимо уделить вопросам информационной безопасности в самом широком смысле этого слова. Развитие информационного общества в Российской Федерации открывает не только новые возможности, но и создает определенные риски, и государство должно быть готово адекватно реагировать и парировать такие потенциальные угрозы.

Для решения поставленных задач необходимы скоординированные усилия государственных организаций и бизнеса. Без активного участия работодателей отечественная система обучения студентов в вузах, повышения квалификации и переподготовки кадров в области информационной безопасности не может быть современной и эффективной. Именно представители бизнес-сообщества совместно с государственными структурами в состоянии сформулировать конкретный «пакет заказа» на подготовку студентов, которые обучаются в вузах страны и будут в дальнейшем трудиться не только в сфере информационных технологий, но и в области защиты информационных ресурсов организации, предприятия, независимо от формы собственности.

Деятельность бизнеса регулируется государством как структурой, которая обладает властными и законодательными полномочиями. Однако теперь и гражданское общество претендует на участие в социально-экономическом развитии, на право осуществлять контроль за деятельностью и бизнеса, и государства.

Конечно, для этого само гражданское общество должно быть четко организовано, обладать внутренним механизмом взаимодействия его составных частей и отлаженной системой отношений с государством и бизнес-структурами. Данная проблема в настоящее время также требует решения, в том числе и на законодательном уровне.


Обращайтесь!!!
e-mail:    magazine@inside-zi.ru
тел.:        +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24


Предыдущая статья    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА    Следующая статья

 

| Начало | О журнале | План выхода | Подписка | Интернет-магазин | Реклама | Координаты |

Copyright © 2004-2013 «Защита информации. Инсайд». Все права защищены
webmaster@inside-zi.ru

Rambler's Top100