На главную страницу
О журнале План выхода Подписка Интернет-Магазин Реклама Контакты и реквизиты English На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь

перейти к Содержанию номера

№ 6 ноябрь-декабрь 2005 г.
Тема номера: ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИБ


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Г. А. Бузов, к. в. н., доцент
А. К. Лобашев, к. т. н., доцент


Предыдущая статьяСледующая статья

Резкий скачок роста информатизации российского общества на современном этапе развития привел к возрастанию потребностей в специалистах, обладающих высокой информационной культурой, владеющих новейшими информационными технологиями и умеющих применять в своей профессиональной деятельности знания и навыки в области информационной безопасности.

В общей системе обеспечения информационной безопасности кадровая составляющая является самостоятельной подсистемой, а подготовка и повышение квалификации специалистов выступают в качестве основы кадрового обеспечения в целом.

К настоящему времени в России сложились основы дееспособной системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области информационной безопасности, прежде всего, в ее естественно-научных и технических составляющих. Эта система опирается на Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в этой области, созданное на базе Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России (ИКСИ), в состав которого входят 60 вузов, УМО Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в составе 30 вузов, а также на сеть из 22 региональных учебных центров, созданных Минобразованием России в 1997 году совместно с ФСТЭК, ФАПСИ, ФСБ и рядом других органов исполнительной власти (головной вуз – МИФИ). Однако в настоящее время продолжает ощущаться нехватка квалифицированных специалистов в этой области. Кроме того, государственные вузы достаточно консервативны и в силу своей сложной иерархической структуры не могут своевременно реагировать на потребности рынка и быстрое развитие современных технологий.

Поэтому, начиная с 1998 года, стали создаваться учебные центры по повышению квалификации специалистов при ведущих коммерческих фирмах в области информационной безопасности. На сегодняшний день таких центров насчитывается более 10. Обладая набором классных специалистов, широкими техническими возможностями в области высоких технологий и возможностью быстрого реагирования на потребности рынка в области информационной безопасности, многие из них вышли на передовые позиции в сфере образования и составили острую конкуренцию государственным образовательным структурам в области информационной безопасности. Анализ основных форм обучения в таких центрах позволил сделать вывод, что они сводятся к следующим вариантам:

  • базовые (или специализированные) курсы краткосрочного обучения продолжительностью не менее 72 ч;
  • целевые семинары на базе учебных центров продолжительностью 2–3 дня;
  • курсы (семинары) по заранее согласованным с заказчиком программам (в том числе выездное обучение);
  • дистанционное обучение.

Данные формы обучения отличаются высокой гибкостью и позволяют охватить как базовые (основные) вопросы курсов, так и рассмотреть встречные «животрепещущие» вопросы слушателей. Так как к проведению занятий привлекаются, в том числе, и «уникальные» специалисты, например разработчики новой аппаратуры, эффект от проведения подобных занятий очень велик. Слушатели получают необходимые знания из «первых рук». Теоретическая часть изучаемой здесь темы сопровождается демонстрацией последних «фирменных» достижений, поэтому работа таких учебных центров повышения квалификации специалистов в области информационной безопасности получила широкое распространение.

Анализ содержательной части программ и организационно-методических вопросов функционирования таких учебных центров по повышению квалификации специалистов в области информационной безопасности в совокупности с многолетним собственным опытом работы авторов в различных подразделениях по переподготовке и повышению квалификации (в частности, Московском институте МВД РФ, в Институте переподготовки и повышения квалификации (ИППК) Академии налоговой полиции ФСНП России, учебном центре «МАСКОМ») позволяет определить следующий круг проблем, от решения которых, на наш взгляд, зависит повышение эффективности обучения специалистов.

Во-первых, чтобы иметь четкое представление об объеме знаний, который необходимо дать специалистам в области информационной безопасности, нужна разработка научно обоснованных профессиональных требований к специалистам. В них должно быть четко определено, что специалисты в конкретной области должны знать, уметь, чем владеть и о чем иметь представление. К сожалению, в настоящее время такие требования отсутствуют.

Во-вторых, имеется настоятельная потребность создания единого координационного центра, который бы анализировал работу по подготовке специалистов в области информационной безопасности и на этой основе разрабатывал методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса, способствовал созданию учебно-методической базы, осуществлял организацию обмена опытом.

В-третьих, нет четкого взаимодействия между различными формами обучения таких специалистов (подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации, текущим профессиональным обучением) по месту работы.

В-четвертых, на сегодня остается не решенным актуальный вопрос относительно содержания обучения и его профилизации.

 

< ... >


 

Полную версию статьи смотрите на страницах журнала «Защита информации. Инсайд»


Обращайтесь!!!
e-mail:    magazine@inside-zi.ru
тел.:        +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24


Предыдущая статья    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА    Следующая статья

 

| Начало | О журнале | План выхода | Подписка | Интернет-магазин | Реклама | Координаты |

Copyright © 2004-2013 «Защита информации. Инсайд». Все права защищены
webmaster@inside-zi.ru

Rambler's Top100