Переход от традиционных форм обучения к обучению на базе компьютерных технологий осуществляется в течение двух последних десятилетий. С момента появления больших архивов, представленных на машинных носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал для организации новых форм обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность свободно получать и выполнять задания в режиме реального времени, иметь доступ к справочной и другой учебной информации. Вместе с тем, новые образовательные инициативы принесли и новые вызовы информационной безопасности для электронных университетов.
История вопроса
К основным этапам организации новых форм обучения на основе компьютерных технологий относятся:
- курсы на базе компьютерных дисков;
- дистанционное обучение на основе www-ресурсов;
- полномасштабная форма обучения e-Learning.
Так, например, e-Learning помимо решения своей основной задачи — обучения на расстоянии при помощи интернет-технологий также является и отличным дополнением для очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности образовательного процесса.
К основным достоинствами электронного обучения относятся:
- большая свобода доступа — учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть;
- повышение качества образовательного процесса — курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением;
- демократичная цена за обучение — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы;
- возможность разделения содержания электронного курса на модули — небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов;
- гибкость и адаптивность образовательного процесса — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;
- возможность обучения на рабочем месте — учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета;
- возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов (и преподаватели, и студенты) развивают свои навыки и знания в соответствии с современными технологиями и стандартами, электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы;
- возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.
< ... >