Переход от традиционных форм обучения к обучению на базе компьютерных технологий осуществляется в течение двух последних десятилетий. С момента появления больших архивов, представленных на машинных носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал для организации новых форм обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность свободно получать и выполнять задания в режиме реального времени, иметь доступ к справочной и другой учебной информации. Вместе с тем, новые образовательные инициативы принесли и новые вызовы информационной безопасности для электронных университетов.
< ... >
Очевидно, что любая предпринимательская деятельность всегда тесно связана с ситуациями неопределенности и риска, порождаемыми влиянием на бизнес-процессы целого комплекса внешних и внутренних факторов. Неопределенность касается того, что мы не можем знать наверняка: какие факторы влияют на наш бизнес и как это влияние отразится на его состоянии. В свою очередь, риск целесообразно рассматривать как вероятное в будущем ухудшение состояния бизнеса. Именно ухудшение, поскольку для случаев улучшения применяется понятие «шанс».
С этой точки зрения наиболее удачным определением предпринимательского риска представляется его трактовка как деятельности, связанной с преодолением неопределенности при принятии управленческих решений и вероятностью ухудшения состояния бизнеса вследствие ошибочности или несвоевременности подобных решений. В сущности, речь идет об управлении рисками, то есть о защите бизнеса от всевозможных внутренних и внешних факторов, способных оказать на него негативное влияние на бизнес.
С 2005 года в крупных российских компаниях, корпорациях и банках разрабатываются и принимаются внутрикорпоративные стандарты по управлению рисками, а основными координаторами и исполнителями соответствующих задач стали службы корпоративной защиты, подразделения экономической и информационной безопасности.
Основным результатом их деятельности является обеспечение руководства компаний сведениями упреждающего характера о влиянии или наступлении событий, способных неблагоприятным образом повлиять на достижение компанией поставленных целей (финансовых, стратегических, социально-экономических и т. д.), а также для планирования и выработки в подобных условиях корректных управленческих решений.
В отличие от экономики западных стран, преимущественно построенной на добропорядочных взаимоотношениях между партерами по бизнесу и жестком контроле государства над законностью развития рынка, российский бизнес вырос в большинстве случаев на незаконных или преступных действиях. В числе основных правил накопления капитала на этапе его становления следует назвать уклонение от уплаты налогов, незаконные методы приватизации, мошенничество и обман партнеров, вывод активов за границу, заказные убийства, контрабанда и минимизация таможенных сборов и т. д. Несмотря на почти полное исчезновение откровенно криминальных бизнес-схем, например в форме финансовых «пирамид», и появление компаний, ориентированных на добропорядочное ведение бизнеса, негативные последствия и тенденции тех времен по-прежнему сохраняются.
Для сотрудников подразделений, связанных с управлением рисками и обеспечением экономической безопасности компании, чрезвычайно важна компетентность в области обеспечения безопасности бизнеса, то есть понимание «контрольных точек» бизнес-процессов, влияющих на риски предпринимательской деятельности, а по существу, изучение безопасности как бизнес-функции предприятия.
В связи с этим перспективным направлением обучения в области безопасности является профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и сотрудников подразделений безопасности по программам, с одной стороны, имеющим в своем составе элементы управления рисками, а с другой рассматривающим эти элементы в комплексе.
< ... >