Национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения транспортной безопасности (ТБ), и в процессе технического прогресса эта зависимость только возрастает. Проблема ТБ актуальна, поскольку касается не только всего общества в целом, но и каждого человека в отдельности — ежедневно каждый из нас так или иначе сталкивается с транспортом.
< ... >
К настоящему времени в Российской Федерации выпущено довольно большое количество нормативно-правовых актов и нормативно-методических документов. Однако отсутствует достаточное число специалистов-профессионалов, которые в состоянии реализовывать эти документы и контролировать их грамотное исполнение. Это касается как специалистов, в которых нуждается СПбФ «ЗащитаИнфоТранс» для решения текущих задач по защите, аттестации, аудиту, контролю и т. п., так и специалистов, которые по своему должностному положению обязаны заниматься обеспечением ИБ внутри своих предприятий и организаций (то есть, по крайней мере, исполнять существующие требования и рекомендации по защите информации). И это, не принимая во внимание крайне низкую общекорпоративную культуру большинства работников множества компаний (от рядовых сотрудников до руководителей организаций) в области ИБ.
Причины такого положения — тема отдельного анализа.
Некоторые основы системы непрерывного профессионального образования специалистов в области ИБ уже заложены. Так, существует сеть региональных учебно-научных центров по проблемам ИБ в системе высшей школы (головной вуз — МИФИ), созданная Минобрнауки РФ совместно с ФСТЭК России и рядом других федеральных органов исполнительной власти в 1997 году. В рамках данной системы разработан ряд государственных образовательных стандартов и образовательных программ по специальностям «Комплексная защита объектов информации», «Компьютерная безопасность», «Организация и технология защиты информации» и т. п.
В Северо-Западном федеральном округе базовое первичное образование в области защиты информации осуществляется гражданскими и военными вузами практически по всем имеющимся на сегодняшний день специальностям. Однако они пока не справляются с покрытием общей потребности в специалистах по ИБ, которая по некоторым оценкам составляет около 150 выпускников вузов ежегодно.
Кроме того, вузы довольно далеки от реальной практической работы, они порой не обладают сведениями, позволяющими им выбирать наиболее перспективные и продвинутые технологии.
Наконец, в СЗФО отсутствует система подготовки профессиональных аттестаторов в сфере ИБ (в Москве эта задача уже решается усилиями таких компаний, как МАСКОМ и ЦБИ).
< ... >